Результаты мониторинга «Стандарт села» представили в Общественной палате РФ 17 июля в рамках форума «Социальное развитие села — основа территориального развития Российской Федерации».
В июне по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий и Российского союза сельской молодежи был дан старт мониторингу состояния и доступности социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов «Стандарт села».
Объектами исследования стали сельские жители, которые подумывают о переезде на постоянное место жительства в город, и городские жители, которые, наоборот, подумывают о переезде в деревню.
«На сегодняшний день онлайн анкету опроса заполнили уже около 3 500 человек и можно сделать некоторые выводы. Цель опроса — понять, отсутствие каких объектов инфраструктуры наиболее остро ощущается на селе, понять, что простимулировало бы сельскую молодежь остаться, а городскую — переехать», — пояснила заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, председатель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина. Председатель Комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий Евгения Уваркина отметила, что сформулированный по итогам мониторинга стандарт села представлен не просто как некий нормативный документ. Это визуализированные и понятные рекомендации, достойные того, чтобы каждый гражданин Российской Федерации, не говоря уже о всех заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, представлял стандарт сельских территорий той или иной численности населения.
«Наша задача — сделать понятный механизм для того, чтобы способствовать быстрому развитию и реализации тех задач, которые стоят перед нами для обеспечения достойного уровня жизни нашего населения», — добавила она. Юлия Оглоблина остановилась на основных итогах мониторинга.
Так, по мнению жителей села, которые хотят переехать в город, острее всего они ощущают отсутствие централизованного интернет-подключения (40 процентов), на втором месте — проблемы с канализацией (37 процентов) и только на третьем — газоснабжение (32 процента). Затем следуют вопросы вывоза мусора (29 процентов) и водоснабжения (28 процентов). Значительно меньше ощущается нехватка электроснабжения (11 процентов). «Конечно же, нельзя на основании этих данных делать вывод о том, что интернет важнее, чем электроэнергия. Просто электроснабжение налажено в подавляющем большинстве населенных пунктов», — пояснила Оглоблина.
Среди объектов социальной, торгово-бытовой и досуговой инфраструктуры опрошенные селяне выделили нехватку в зоне шаговой доступности, в первую очередь центров дополнительного образования детей (49 процентов), затем — спортивных сооружений (площадки, залы и т.п.) (48 процентов), на третьем месте — кафе, бары и столовые (41 процент).
«Главным преимуществом города перед селом опрошенные считают более широкие возможности для трудоустройства (68 процентов), на втором месте — широкие возможности для развития и дополнительного образования детей (61 процент), на третьем месте по значимости — доступ к квалифицированному медицинскому обслуживанию (58 процентов). Этот вопрос раскрывает совершенно понятные желания каждого человека — это развитие детей, качественное медицинское обслуживание и, конечно, достойная работа», — сказала Оглоблина.
Она отметила, что у жителей села и города имеются расхождения во мнениях относительно первоочередных задач, на которые должны быть направлены государственные программы развития сельских территорий. Так, селяне наиболее важным считают повышение зарплаты (до городского уровня) — 65 процентов, а горожане — строительство дорог и развитие транспорта (59 процентов). На третье место селяне поставили превращение сельского хозяйства в современную высокотехнологичную отрасль экономики, а горожане — обеспечение собственным жильем (у селян этот аспект оказался на четвертом месте).
«Основываясь на полученных результатах мониторинга, мы приступили к формированию общественного стандарта доступности инфраструктуры в сельских населенных пунктах», — продолжила Юлия Оглоблина.
По ее словам, на данный момент презентуется концепция стандарта сельского населенного пункта с численностью жителей до 100 человек: «Всего мы выделили пять категорий: до 100, до 2 000, до 5 000, до 10 000 человек и более».
Для населенного пункта с численностью жителей до 100 человек:
— в шаговой доступности должны быть: спортивная и детская площадка, парк или сквер, обеспечение дошкольным образованием детей, периодическое медицинское обслуживание (выездное);
— в часовой доступности: школа и дом культуры с организацией дополнительного образования (кружки и секции), библиотека, фельдшерско-акушерский пункт или врачебная амбулатория, спортивные комплексы, тренажерные залы или фитнес-центры;
— в трехчасовой доступности: поликлиника, кинотеатр или театр.
«Торговое и бытовое обслуживание жителей небольших населенных пунктов должно быть организовано систематически с помощью автолавок или другим способом. А до ближайшего продовольственного и хозяйственного магазина жители должны добираться на транспорте не более одного часа. Такое же требование по доступности целесообразно установить и к парикмахерским, салонам красоты, ателье, отделению связи, аптеке и дополнительному офису банка. В трехчасовой доступности: киноконцертный зал или театр, кафе, бары, рестораны, торгово-развлекательные центры», — рассказала глава Российского союза сельской молодежи.
Также в стандарте предложено установить требования по обеспеченности жильем на уровне не менее 60 процентов по сравнению со средним по стране.
В рамках форума в ОП РФ данный стандарт был рассмотрен с учетом региональной специфики, традиций и образа проживания коренных малочисленных народов.
«Начало положено. Надеемся на дальнейшую поддержку экспертов и сенаторов в утверждении стандарта в форме нормативно-правового документа», — заключила Юлия Оглоблина.
Также на форуме прошли две дискуссионные площадки: «Вовлечение местного населения в комплексное развитие сельских населённых пунктов», на которой обсудили механизмы повышения инвестиционной привлекательности сельских территорий, вопросы кадрового обеспечения объектов социальной инфраструктуры и перспективные направления предпринимательской деятельности на селе с учетом региональной специфики; и площадка «Общественная деятельность и волонтерство на селе: современные методы мотивации», на которой прошла отработка навыков организации и проведения мотивационных мероприятий для сельского населения и обсудили навыки эффективного использования различных механизмов стимулирования сельского населения на общественно полезную деятельность.
Во второй половине дня прошла интерактивная площадка «Живая библиотека», на которой участники мероприятия получили возможность личного общения с главами сельских поселений и наставниками, внесшими значительный вклад в развитие сельских территорий, и мастер-класс «Формирование и организация работы управленческих команд».
Второй день форума пройдет в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, где также обсудят стандарт села. «Хотелось бы, чтобы в перспективе органы федеральной и региональной властей при разработке программ, касающихся развития сельских территорий, опирались на данный стандарт», — выразила надежду Юлия Оглоблина.